Спецкурс. Лекция Ларисы Малюковой "Российское кино - продолженное настоящее"
Запись трансляции 2 декабря 2023г.
Спецкурс. Лекция Ларисы Малюковой "Российское кино - продолженное настоящее"
Запись трансляции 2 декабря 2023г.
Спецкурс. Лекция Артема Берковича "О влиянии кино на современную фотографию"
Запись трансляции 2 декабря 2023г.
Лаборатория "Прикладная анимация". Лекции Сергея Меринова и Ивана Вторых. Разбор работ.
Запись трансляции 3 декабря 2023г.
250 км (22'30")
2022
Армения
Режиссер: Асмик Мовсисян
В первый же день внезапно вспыхнувшей войны семья 14-летнего мальчика оказывается в эпицентре жестоких событий. Мальчику предстоит взять на себя ответственность за спасение и перевезти свою семью, соседей и совершенно незнакомых людей на 250 километров, в безопасное место, ведь его отец на передовой...
250 km (22'30")
2022
Armenia
Director: Asmik Movsisyan
When a war suddenly breaks out, a 14-year-old boy finds himself faced with a decision that could save his family. With no time to think, he embarks on a treacherous 250 kilometer journey to safety…
Рецензия от участника Лаборатории текстов о кино
Дорога через дым
Пронзительный звук сирены, быстрые сборы, глухой треск осколков прошлой жизни под ногами. Перед нами семья, застигнутая войной врасплох. Парнишка по имени Нарек лет четырнадцати, его мама, младшие брат и сестра вынуждены оставить свой дом. Нарек принимает взрослое решение — сесть за руль машины и увезти всех в безопасное место, проехать те самые 250 километров, которые вынесены в название фильма.
В основе картины Асмика Мовсисяна — реальные истории мальчиков Ваге и Ашота, которые помогли своим семьям спастись во время военного конфликта в Нагорном Карабахе в 2020 году. Один из них, Ваге Саргсян, исполняет роль Нарека, играя самого себя. Отголоски личной драмы можно заметить в искреннем, открытом взгляде юного актера.
За время тревожного и непредсказуемого пути герои встречают молодую мать с двумя детьми, беременную женщину, мальчика-сироту — и каждого берут с собой. Машина становится приютом, своеобразным ковчегом, который лавирует между гор по волнообразным пустынным дорогам. Но вместе с тем она так мала по сравнению с окружающим миром. Крошечность частных судеб перед лицом большой катастрофы подчеркивают дальние планы — удивительно красивые, но холодные и безжизненные.
В финале мы видим Нарека, провожающего взглядом колонну машин с военными, которые направляются в зону боевых действий. Замедленная съемка, надпись «Добро пожаловать в свободный Арцах» и меланхоличная музыка на армянском языке как будто говорят нам: прошлая жизнь осталась там, за 250 километров отсюда, а вот каким окажется расстояние до жизни новой, понять невозможно.
Автор текста: Мария Мандровицкая
Спецкурс. Лекция Виктории Белопольской "Новое документальное кино: от социального к интимному".
Запись трансляции 3 декабря 2023г.
Я – Толя Носов (21'36")
2022
Россия
Режиссер: Олег Ершов
В один из обычных, ничем не примечательных дней в мастерскую радиомеханики приходит старший мичман Сергей Букин со своим магнитофоном, на котором Толя Носов и его наставник старший радиомеханик Валентин Григорьич обнаруживают аудиозапись жены мичмана Букина. В нем она признается своему мужу, что больше его не любит. Толя Носов и Григорьич решаются спасти брак молодой семьи.
I - Tolia Nosov (21'36")
2022
Russia
Director: Oleg Ershov
On one of the usual, unremarkable days, a senior midshipman Sergei Bukin came to the radio
mechanics workshop with his tape recorder. To their surprise Tolya Nosov and his supervisor, a senior radio mechanic Valentin Grigoryich discovered an audio recording made by the wife of the midshipman Bukin. She made a recorded confession to her husband that she no longer loved him. Tolya Nosov and Grigoryich decided to save the marriage of the young family.
Рецензия от участника Лаборатории текстов о кино
Кассета в твоем магнитофоне
«Кто я?» — вопрос, сквозной линией проходящий через фильм Олега Ершова «Я — Толя Носов». Казалось бы, в самом названии содержится ответ. И да и нет.
История о младшем радиомеханике третьего разряда запускается раздумьями протагониста: «Почему именно Толя? Почему Носов? Почему не француз, Мишель какой-нибудь?» Играет кассета с французской музыкой, а в голове крутятся кадры из сна-фантазии — главный герой ощущает себя персонажем черно-белого фильма. И, как положено по сценарной классике, случается завязка: в мастерскую номер три мичман Букин приносит свой магнитофон, не зная, что на нем прощальная запись от жены. Обычный заказ, опутанный раздумьями о самоопределении Толи, становится поводом для начала сюжета драматического произведения, в котором надо героически спасти ситуацию. Парень втягивает в свое приключение наставника Григорьевича. Хоть мастер прагматичный и жизнь уже повидавший, пыл ученика не оставляет его равнодушным, и миссия начинается.
Подстрекаемые параллельным монтажом вовлеченность и волнение набирают обороты. Пока главный герой спешит переубедить жену заказчика, старший радиомеханик тянет время, заговаривая клиента. Все кинематографично, как и представлял Толя. И вот скоро кульминационный момент: женщина найдена, а Букин вот-вот узнает правду. Звонок. И жизнь, вопреки ожиданиям протагониста, дает свою развязку: запись оказалась недослушанной. Восприняв запись «Кармен» за реальные слова, парень на свою и наставника головы создал бессмысленное, пусть и увлекательное, приключение. «Зачем я лезу, куда не просят? Я что, за это деньги получаю?» — сокрушается Толя. А в ответ от Григорьевича он получает решение на лейтмотивный вопрос: «В этом весь ты, Толя».
Пролог и эпилог события в мастерской номер три рассказаны закадровым голосом из личного магнитофона, рекурсируя фильм, размывая границы между придуманным и реальным, внутренним и внешним. Меридианом слившихся противоположностей остаются только титры. И выходит, что вчера ты в кино, сегодня — в аудиоспектакле. А завтра? В песне, в книге, в своей реальности — можно быть где и кем угодно в своей действительности, но, главное, не раскрывать автора.
Так кто же я? В момент события — актер, главный герой, француз. А в жизни — участник, зритель, просто человек. Просто Толя Носов, младший радиомеханик.
Автор текста: Ирина Табатчикова
Май нулевого (18')
2023
Россия
Режиссер: Кирилл Султанов
В мае 2000 года семнадцатилетние Рома и Рита влюбляются друг в друга, но их беззаботной жизни приходит конец, когда отец Ромы возвращается из Чечни.
May 2000 (18’)
2023
Russia
Director: Kirill Sultanov
In May 2000,17-year-old Rita and Roma fall in love, but their carefree life is over when Roma's father returns from Chechnya.
Рецензия от участника Лаборатории текстов о кино
«Не люблю про войну»
«Не люблю про войну», — говорит девушка, выбирая диск с фильмом. А про что этот фильм? Дипломная работа выпускника Московской школы кино Кирилла Султанова возвращает зрителя в уже ставшие культовыми 2000-е. Или мы никуда не возвращаемся, а до сих пор не можем выбраться из этого времени? В конце концов, классическая история побега из дома двух влюбленных подростков (Шекспиру привет) может происходить в любой период.
Эпоха утверждается декларативно в названии. И, на первый взгляд, она прочитывается как весна героя, время его первой любви, первой потери, поворотного этапа развития личности. Реальное время, казалось бы, подождет, ведь май, дружба, любовь. Но режиссер задает совершенно точный исторический этап, в котором нужно существовать героям: чеченский конфликт, инаугурация… И мы сталкиваемся с иной трактовкой названия — с тем, что потерялась значимость лозунгов «Мир! Труд! Май!» XX века. Первая весна XXI века повернула российское время по новым рельсам, где остается только «ноль-ноль-май».
Чеченская война сегодня воспринимается как коллективная травма поколения. Но в контексте фильма лейтмотивом может быть любая война, которая оставляет отметины на семьях и детях. Общее режиссер показывает через частное. В какой-то момент желание убить войну иллюстрируется желанием убить отца; танки едут по коже, и идет внутренняя борьба в душе героя — между свободой и защитой, любовью и семьей, попыткой вырваться с лесобазы и остаться ради брата. Критика войны и политической власти, вшитая в название, развертывается в картине через личное переживание героев и вечные темы отцов и детей, первой любви, а травма будущего поколения материализуется шрамами героев, с которыми мы соотносим наше десятилетие.
Атрибуты эпохи — видик, диски, мастерки — являются, скорее, артефактами, с которыми интересно играть в кадре режиссеру, живущему в эпоху, когда экран телефона может занимать большую часть кадра. Авторы картины выстраивают экспозицию: церковь, вывеска вещевого рынка, «Лада-восьмерка», парни с лесобазы, песни у костра — все это стало маркерами ненашего времени, декорацией нулевых.
Два израненных временем подростка играют в игру, у кого больше отметин, но говорить нельзя: анекдот не в тему («не про Чечню же»), фильмы не про войну. Режиссер конструирует самые проникновенные диалоги на тактильном уровне, а не на вербальном: соприкосновение лбами отца и сына, пощечина матери, удушение отца, нажатие пальцами невидимого фотоаппарата. Шрамы — мера жизни, будто добавляющая возраста подросткам; руки для коммуникации с родителями иллюстрируют инстинктивную и первобытную связь между отцами и сыновьями. Телесный фотоаппарат воспоминаний отражает идею, что все осталось только в нашей памяти, в которой все эфемерно и размыто. Режиссер пользуется универсальностью тактильного чувствования, чтобы приблизить к нам и так слишком близкий опыт проживания исторического времени.
Последней точкой стал жест героя, опрокидывающий зрительскую реальность в кинореальность и запечатляющий нашу эпоху, которая становится продолжением времени фильма.
Автор текста: Анна Корнева
Прическа (20')
2023
Россия
Режиссер: Артём Захарьян
На свой день рождения Витя в шутку делает себе прическу в форме треугольника, чем сильно раздражает своего тестя. Конфликт принимает нешуточные обороты.
Hairstyle (20')
2023
Russia
Director: Artem Zakharyan
Vitya jokingly makes himself a triangle-shaped hairstyle for his birthday. His father-in-law gets very annoyed with him. The conflict is taking a serious turn.
Рецензия от участника Лаборатории текстов о кино
Нашла на прическу коса
Молодой человек обычной наружности и средних достоинств ожидает в гости на именины родственников супруги и нескольких коллег. Для героя предсказуемо скучное торжество в кругу токсичных родителей жены и неблизких формальных приятелей оборачивается битвой за отстаивание своих границ и ценностей. Может, и ценностей-то особо никаких нет, просто захотелось хоть раз в году сделать что-то по-своему и для себя.
Суровый папа старой закалки — видимо, бывший военный — недоволен волосами зятя и кидает в него снежный ком, слепленный из обвинений, своих и поколенческих стереотипов, лозунгов, доводов в духе теорий заговора. Недовольство по поводу «не нашей» прически раздувается до космически абсурдных масштабов и претензий к целому поколению. Активно манипулируя и ближайшим окружением именинника, отец обрушивает аргументы на любые осторожные встречные доводы и переманивает вяло сопротивляющихся оппонентов на свою сторону. В ход у отца идет тяжелая артиллерия: насмешки, издевательства, ультиматумы, шантаж, угрозы лишить героя сначала обещанной в подарок машины, а дальше жены, работы и квартиры; апофеозом их противостояния выступает нешуточная драка.
Это трагикомедия о дне рождения, превратившемся в катастрофу и битву поколений. Гротескно реализованных в диалогах дихотомий в этом фильме хоть отбавляй: отцы и дети, конформизм и бунт, старое и новое, советское и западное, надо и хочу, мы и они, «нормальное» и «не наше». Сейчас не до шуток и неопределенности — пришло время каждому сделать выбор, с нами или против нас, ведь сегодня нелепая прическа, а завтра, упаси господи, взбредет в голову и «пол поменять»!
Небанальный и динамичный сценарий фильма подкреплен убедительной актерской игрой, активным музыкальным рядом, соответствующим быстрому развитию конфликта, и качественной операторской работой.
Финал фильма решен как хеппи-энд и дает зрителям надежду, что отстоять свое право на то, как жить, реально: оставив всех участников непредвиденного балагана за столом и демонстративно напялив на голову сомбреро, главный герой уходит с праздника на скамейку в парке. Его жена, недавно по указке отца почти готовая покинуть придурковатого неудачника-мужа, выходит за именинником вслед и, кажется, наконец проявляет запоздалую поддержку. Вероятно, к мексиканским ковбоям и сомбреро у папы претензий пока нет.
Автор текста: Наталия Немова
Прости меня, Аня (15')
2023
Россия
Режиссер: Клавдия Коршунова
Сотрудник ДПС оказывается на свадебной вечеринке московской творческой молодежи. Счастье молодой пары заставляет его вспомнить собственную любовь.
Forgive Me, Anya (15’)
2023
Russia
Director: Klavdiya Korshunova
A traffic police officer finds himself at a wedding party of moscow creative youth. The happiness of a young couple makes him reсall his own love.
Рецензия от участника Лаборатории текстов о кино
Одна простая фраза
Кино, как и жизнь, бывает простым и сложным. Иногда все однозначно, а иногда — не очень. История о нежданном госте, оказавшемся на свадьбе незнакомых ему людей, звучит просто, а вот история о раскаянии — куда сложнее. Режиссер фильма «Прости меня, Аня» соединила два сюжета, и у нее, кажется, получилось.
Получилось благодаря тому, что свадьба, нежданный гость и, конечно, раскаяние обладают своими характерами. Свадьба, не особо торжественная, проводится теплым летним вечером компанией молодых людей. Гость — совершенно невписывающийся, апатичный полицейский лет тридцати. Раскаяние — абсолютно абсурдное, неуместное, сказанное в качестве тоста молодоженам.
По ходу повествованя все три элемента сплетаются в один. Сначала сцена с исполнением песни Агутина объединяет полицейского с другими гостями свадьбы. А затем ритм ломается, добавляя к ним третий элемент — тост героя. Все замолкают, узнав о потере Юрия. После чего коллективно обнимаются, что является прекрасной кульминацией процесса скрепления трех — героя, свадьбы и раскаяния.
Если продолжать делить фильм на простые составляющие, то прекрасного обнаружится много. Вся картина сшита из мелких, но важных деталей, задающих тон. Благодаря режиссерской и операторской работе, грамотному выбору локации, хорошо поставленному свету и, конечно, актерской игре мы чувствуем легкость истории. Праздник удался не только для персонажей, но и для зрителей.
Удался и финал. Вернувшись домой после долгой гулянки, полицейский стоит на пороге своей квартиры. Звенит звонок, и двери открываются. Мы видим жену героя. Непонятно, жива ли она на самом деле и он нам соврал или это всего лишь его грезы. Ясно одно: герой вернулся домой не тем, кем уходил. Поэтому он наконец говорит такую простую и одновременно сложную для него фразу: «Прости меня, Аня»
Автор текста: Андрей Галыгин
Черный человек (18'56")
2022
Россия
Режиссер: Алексей Аверьянов
Бывшая военная Зоя живет в глухой деревне, где воспитывает двух дочерей — Варвару и глухонемую Еву. Варвара, поссорившись с матерью, бежит из дома. Заметив приближающихся людей в черной одежде, она возвращается, чтобы предупредить мать о предстоящей встрече.
The Black Man (18’56’’)
2022
Russia
Director: Aleksey Averyanov
Zoya, a former military woman, lives in a remote village where she raises two daughters: Varvara and the deaf-mute Eva. Varvara quarrels with her mother and runs away from home. When she sees the black-clad men approaching the house, she returns to warn her family.
Рецензия от участника Лаборатории текстов о кино
Антиутопия на словах
«Черный человек» — короткометражная лента, повествующая о жизни в не очень прекрасном мире будущего. Главных героев в истории три: мать-одиночка, пережившая войну, ее родная дочь, ее неродная дочь.
Основное действие разворачивается в захудалой избушке, где героиням приходится ютиться из-за вечного розыска. Проблем добавляет побег из дома уставшей от такой жизни дочки, которая не понимает, зачем семье приемная девочка. Однако побег этот, по сути, является способом представить нам главного злодея фильма — черного человека.
Вместе с помощниками он заходит в дом, после чего следует долгая сцена допроса, будто вдохновленная «Бесславными ублюдками» Тарантино. Задача антагониста — отыскать приемную девочку, задача протагонистов — девочку не выдать. Хорошая перипетия, усложняющая ситуацию героям, если бы не одно но: диалоги, с помощью которых ситуация раскрывается.
«Черный человек» рассказывает, а не показывает. У фильма есть все элементы триллера, кроме самого важного — скрытого действия. Если вспомнить сцену допроса из уже упомянутого фильма Тарантино, то станет ясно, что зачастую диалоги в кино подобного жанра совершенно не о том, что на самом деле на уме у персонажей. В этом смысле предельная откровенность героини в адрес черного человека кажется странной. Будто все ее реплики адресованы не ему, а зрителю. Это убивает погружение в ситуацию, заставляя лишь ждать развязки, но не сопереживать главным героям.
Тем не менее картину есть за что похвалить. Сюжет и вправду проработан, а история кажется логичной и законченной. В фильме есть сразу несколько тем, которые грамотно раскрыты, за исключением, может быть, приемной девочки, которая явилась сценарным инструментом для введения того самого элемента триллера в сюжет. Визуальная часть работы выполнена прекрасно. Пространство избушки выставлено так, чтобы вызывать у зрителя дискомфорт: стол стоит посередине комнаты, а вокруг пустота и стены. Антиутопичный мир фильма интересен и даже злободневен. Жаль, что раскрыт он лишь на словах.
Автор текста: Андрей Галыгин
End of content
No more pages to load