Аламан (15')
2022
Кыргыстан
Режиссер: Сооронбек Тургунмаматов
У древних кочевников есть игра Аламан. Целью игры является овладеть тушей, отбрав ее у толпы соперников, и бросить перед организаторами игры. В качестве приза готовят очень ценные подарки, иногда даже дорогостоящие машины и т.д. Национальная игра – это хорошо, но не пришло ли время изменить взгляды на будущее, изменить политику, которой мы руководствуемся в течении 30 лет и разорвать этот порочный круг, в котором каждый борется за должность и трон, как в игре-тушу? Мир вокруг нас меняется, и мы нуждаемся в обновлении наших ценностей.
Alaman (15')
2022
Kyrgyzstan
Director: Sooronbek Turgunmamatov
The ancient nomads have a game called Alaman, which is played on horseback. The goal of the game “Alaman” is to master the carcass by taking it away from the crowd of rivals and throwing it in front of the “owner”, that is, in front of the organizers of the game. Hundreds and sometimes thousands of riders compete for the prize. The national game is good, but isn't it time to change our views on the future, change the policy that we have been guided by for 30 years and break this vicious circle in which everyone fights for office and the throne, like in a carcass game?
Рецензия от участника Лаборатории текстов о кино
Игры для храбрых наездников
Фильм кыргызского режиссера Сооронбека Тургунмаматова уже стал призером фестивалей национального кино, например «Кыргызстан — страна короткометражных фильмов» и «Ак илбирс». Попадание работы «Аламан» в конкурсную программу международного кинофестиваля доказывает, что в этом произведении представлено нечто близкое и понятное зрителю и с другими культурными кодами.
На экране старинное конное состязание. Соперничество храбрых наездников известно тем цивилизациям, которые располагались на территориях, где обитали лошади. Аламан улак — древняя игра у кочевников. Всадники собираются на поле. Каждый из них пытается схватить тушу козла или теленка и бросить ее в определенное место. Фильм передает настроение этого состязания, как телевизионный репортаж с места действия без авторских комментариев. Зритель вместе с режиссером находится в гуще события: на коне, в кыргызских степях, с 70-килограммовой тушей теленка без головы на загривке, а вокруг — сотни всадников, которые пытаются отнять трофей.
Благодаря саундтреку Ырысбека Усманова, выполненному как фортепианное сопровождение с длинными паузами между аккордами, этот фильм навевает воспоминания о самурайском кино: воин обречен, но героическая смерть в бою позволит остаться в памяти народа. Новое поколение всадников будет сражаться за славу и почет под теми же небесами через века. Пусть теперь есть самолеты, заводское производство, технологии, а глашатай трубит в микрофон, все так же мужчин будут увлекать опасные соревнования, приз в которых — звание самого ловкого и сильного воина племени.
Автор текста: Дарья Крутько